Опыт использования RS-толкателей

   Прошло более 15-ти лет, как «ОКБ Двигатель» активно стало продвигать RS-толкатели — доработку периферийной части плоских толкателей, превращение их в RS (Radius Side — радиусный край).

   Специфика любых технических нововведений в автомобильной технике такова, что только достаточно продолжительная и массовая эксплуатация может подтвердить целесообразность и надежность того или иного решения. Так RX-толкатели при заведомых преимуществах с точки зрения работы механизма привода клапана оказались трудоемкими в изготовлении и установке и по этой причине «сошли с дистанции».

   Сразу отметим, что RS-толкатели повели себя со всех сторон совершенно положительно. За прошедшее с начала использования время четко обозначилась область их применения, отработана геометрия доработки, найдены простые технологичекие приемы доработки и контроля

   Сначала рассмотрим 8-ми клапанные двигатели ВАЗ 2110/2111.

   ГБЦ этих двигателей имеет толкатели достаточно большого диаметра 35,3 мм. Но при этом регулировочные шайбы всего диаметром 31 мм и имеют совершенно непритупленный край (кто ж его будет притуплять в массовом производстве!). Взять бы и применить цельные толкатели. Но они дороги сами по себе и регулировка зазоров на них затруднена. Поэтому цельные толкатели используются только для спорта, а на дорожных двигателях приходится смириться с регулировочными шайбами.

   В 2005 году мы начали с выпуска распредвалов 2110, которые требовали обязательной RS доработки регулировочных шайб. Т.е. кулачки имели увеличенное смещение линии контакта относительно оси толкателя. Вся эта линейка распредвалов RS49…62 имела хорошие показатели — равномерный холостой ход и увеличенный крутящий момент в рабочей зоне.

   Одновременно была предложена простая (гаражная) технология и комплект оснастки для RS доработки. Всего разошлось по России и Украине более 20 комплектов оснастки.

   После года работы мы решили попробовать уйти от требования обязательной RS доработки. В самом деле, не может же каждый желающий приобрести распредвал приобретать в нагрузку еще и оснастку. Это только механикам целесообразно обзавестись ею.

   Мы еще раз тщательно перепроектировали всю линейку и с сентября 2006 г. начали выпускать распредвалы, не требующие обязательной RS доработки. Если конкретно, то с величиной смещения линии контакта кулачка не превышающей эту величину для серийного распредвала 2110

   Закономерный вопрос — что мы при этом потеряли? Так вот — ничего! Более того, со всей уверенностью можно утверждать, что сейчас линейка распредвалов 2110—RS49…62 — это самое лучшее, что выпускалось с самого начала работы над этим семейством двигателей, включая разработки для «МастерМотора» (2110—49…62) и «ОКБ Динамика» (2110—53…65).

   Сейчас эти распредвалы обеспечивают не только хороший холостой ход но и увеличенный крутящий момент на высоких оборотах. Они хорошо работают «снизу» и до «верха». В самом деле, если долго мучиться, то что нибудь получится.

   Технология RS доработки.

   В результате многих экспериментов сложилась следующая технология RS доработки.

   Толкатель (или регулировочная шайба) крепится на шпинделе обычной маломощной углошлифовальной машинки (УШМ). Для крепления регулировочной шайбы используется цанга. Для крепления гидротолкателя — оправка специальной конструкции, предотвращающая выбрасывание масла при его вращении с большой скоростью.

   В качестве шлифовального инструмента используется ленточношлифовальная машинка (ЛШМ), в подошве у которой под шлифовальной лентой вырезано окно для свободного прогиба ленты. ЛШМ укрепляется на верстаке вертикально, что позволяет видеть сверху зону обработки и угол, под которым дорабатываемый толкатель касается шлифовальной ленты.

   Геометрия RS доработки определяется шириной сошлифовываемой периферийной зоны толкателя, которая обычно составляет 4…5 мм, и глубиной доработки, которая контролируется специальной тарелкой с индикатором. Перед обработкой индикатор устанавливается на ноль и в процесс доработки добиваемся необходимого показания индикатора. Конструкция тарелки для контроля такова, что съем металла при доработке контролируется на некотором базовом расстоянии от края толкателя. Шлифование свободно прогибающейся лентой приводит к естественному «завалу» только периферийной части и не затрагивает средней части толкателя.

   Так как шлифование происходит на высокой скорости (УШМ вращается около 10000 об/мин, скорость ленты ЛШМ — 300 м/мин), то процесс доработки одного толкателя не занимает много времени. Даже с несколькими замерами, при которых приходится выключать УШМ, доработка занимает не более 5 мин.

   Индикатор очень хорошо «чувствует» глубину доработки, так что не составляет труда доработать весь комплект толкателей с разбросом не более 0,01 мм.

   Вернемся к линейке распредвалов 2110-RS49…62. Как сказано, они не требуют обязательной RS доработки регулировочных шайб. Но если все же такую доработка выполнить, причем сняв всего 0,03 … 0,05 мм, то полностью исчезает «скобление» краев кулачка о край регулировочной шайбы. Эффект такой доработки проявляется на работающем двигателе в уменьшении шума ГРМ и стабилизации холостого хода. По выражению нашего партнера — опытного механика, двигатель ВАЗ 2110 начинает работать, как на гидротолкателях.

   Но если небольшая величина доработки регулировочных шайб 2110 приводит к столь заметным положительным результатам, то возникает вопрос, как выполнить эту операцию менее затратным способом. Такие способы есть и они опробованы.

   Предположим, что механик занимается установкой наших распредвалов от случая к случаю и ему не хотелось бы приобретать полный комплект для доработки шайб и толкателей. В этом случае можно обойтись без ЛШМ, а небольшая УШМ и индикатор есть наверное в каждом гараже. Тогда достаточно приобрести только цангу и тарелку для контроля. Шлифование в этом случае производится об неподвижную наждачную шкурку, например, строительную терку, укрепленную на верстаке ребром вверх.

   Таким же способом можно дорабатывать и RS-гидротолкатели.

   Далее предположим, что работа по установке распредвала 2110/2111 вообще разовая. Тогда можно поступить следующим образом.

   Берем коврик от компьютерной мышки. На него кладем лист наждачной бумаги зернистостью 400…500 (лучше использовать швейцарскую, желтую). Регулировочную шайбу, установленную в серийный толкатель, шлифуем кругами, прижимая рукой к наждачной бумаге. Съем происходит примерно со скоростью 0,01 мм в минуту. 3 минуты — и шайба доработана. Сложив 2 шайбы, можно увидеть на просвет результат доработки. Испортить шайбу практически невозможно — шайба естественным образом заваливается только по периферии.

   Гидротолкатель таким способом дорабатывать нельзя.

   RS-гидротолкатели ВАЗ 2112.

   Гидротолкатели ВАЗ 2112 имеют достаточно небольшой диаметр 30 мм. К тому же обычно по краю плоскости толкателя выполняется фаска около 0,5 мм. Т.е. эффективный диаметр и того меньше — около 29 мм.

   Поэтому возникает необходимость ограничения скорости подъема толкателя, что при значительных подъемах кулачков тюнинговых распредвалов (10 мм и более) приводит к увеличению фазы открытия клапана. Отсюда большие перекрытия и позднее закрытие впускного клапана — «низы» при этом пропадают напрочь.

   На двигателях, предназначенных для спорта, гидротолкатели заменяют на механические диаметром 31 и 32 мм.

   Применение RS-гидротолкателей ВАЗ 2112 дало возможность спроектировать линейки распредвалов, по эффективности которым нет равных из работающих с серийными плоскими гидротолкателями (хотя такие у нас тоже присутствуют в производственной программе). Сейчас «ОКБ Двигатель» выпускает узкофазную серию распредвалов 2112—RS30/35/40/45/50/55/60 и широкофазную серию 2112—RS450/500/550/600/650/700, из которых комплектуются пары, предназначенные для двигателей разных объемов, комплектации и назначения.

   Для дорожного тюнига пара распредвалов 2112—RS45/500 с подъемами на выпуске и впуске 10 мм и фазами 270/280 град. пожалуй является предельной, оправданной при одновременном увеличении объема.

   Для спортивных двигателей крайней парой является 2112—RS650/700 с подъемами 11,5 мм и фазами 310/320 град. (распредвалов с подъемом 11,5 мм для гидротолкателей ранее не существовало). Общей особенностью распредвалов 2112—RS является их способность работать на серийных пружинах и до высоких оборотов 10000 об/мин и выше (реально «раскручивали» до 12000 об/мин). Таким образом применение RS распредвалов может значительно удешевить подготовку спортивных двигателей ВАЗ 2112 — отпадает расточка ГБЦ под увеличенные толкатели, сами толкатели, спортивные пружины, трудоемкая регулировка зазоров.

   Конечно не следует расчитывать, что применение одних только RS распредвалов может обеспечить достижение предельных удельных показателей. Комплектация двигателя и качество сборки в целом должны соответствовать задаче. Особенно надо учитывать, что только оптимальная настройка системы управления впрыском топлива и УОЗ может привести к желаемому результату.

   Применение RS-толкателей при тюнинге двигателей иномарок.

   При тюнинге двигателей иномарок решается та же задача, что и на двигателе ВАЗ 2112 — увеличение хода клапанов при минимальном «размазывании» фазы.

   Например, 4-х клапанные (на цилиндр) двигатели, BMW, Saab, Porsche имеют диаметр гидротолкателей не более 33 мм. При этом заводские конструкторы часто не оставляют никаких «запасов» по геометрии. RS доработка гидротолкателей открывает дополнительные возможности оптимизации параметров газораспределения.

   Самый свежий пример — весьма эффективный тюнинг двигателя Porshce Cayenne S, проведенный совместно с «DMS Авто». Неоднократно отмечено, что даже на двигателях таких известных мировых фирм при применении RS-толкателей (и распредвалов DynaCAMS) холостой ход становится более тихим и стабильным.

© 2005 — 2021. ОКБ Двигатель. Все права защищены. Копирование материалов сайта без согласования с
ОКБ Двигатель не допускается.
     Почтовый адрес: Россия, 450099, г. Уфа-99
     Телефон: 8 (347) 299 65 65  (в рабочие дни с 9.00 до 17.00)
     E-mail: dynacams@gmail.com