Сентябрь 2018 г. — довольно знаменательная дата для российского тюнинга двигателей. 35 лет назад на ВАЗе был замененен распредвал на «классике» с целью устранения нарастающего как снежный ком износа кулачков, профиль которых был разработан ФИАТом «специально» для нас. О причинах износа уже говорилось публично (см. журнал «За рулем», 5/1997). Расчетчики ФИАТа вставили на вершине кулачка, очевидно для увеличения время-сечения, цилиндрический участок — 6 точек через 0,5 градуса, т.е. всего 3 градуса. При работе такой кулачок вызывал динамический удар и как следствие — износ в виде огранки. При современном понимании вопроса способ лечения очевиден. Но 25 лет назад мало кто на ВАЗе верил, что изменением профиля кулачка можно убрать дефект. Все больше склонялись, что надо упрочнять, уменьшать склонность пары трения к задирам и так далее. Только безвыходное положение завода позволило конструктору механосборочного производства АвтоВАЗа Рожкову А.П. (служебные обязанности которого не простирались далее расчета копиров для шлифования кулачков распредвалов) провести опытные работы, которые продолжались с осени 1982 г. по май 1983 г. и предложить конкретный вариант нового профиля кулачка распредвала для «классики». Собственно тогда же создавалось новое математичекое обоснование и программный комплекс, который используется до сих пор. Но в то время надо было решить конкретную задачу – убедить техническое руководство в необходимости замены профиля кулачков на основе положительных результатов испытаний и собственно организовать и провести это техническое мероприятие. Задача довольно сложная при выпуске около 4000 распредвалов в сутки (1 млн. 200 тыс. в год). Надо было перешлифовать и заменить копиры на 30 копировально-шлифовальных станках. Каждый копир – тяжелый вал внушительных размеров. Вся эта работа была проделана с мая по август 1983 г. и с начала сентября ВАЗ уже выпускал распредвалы только с новым профилем кулачков. Распредвал 2101-1006010 с этим профилем кулачков выпускается ВАЗом до сих пор. Позднее были также разработаны распредвалы для «Нивы» 21213/14-1006010. На новый вид профилей кулачков распредвалов Рожкову А.П. было выдано авторское свидетельство SU1237778 (с 1991 г. — патент). Была проведена работа по определению эффективности и долговечности нового распредвала. В 1988 г. автору было выплачено максимальное, по действующему в то время законодательству, вознаграждение. Настоящие материалы публикуются впервые: — паспорт на опытную работу, на основании которого на ВАЗе началось внедрение нового профиля кулачков; | | — график изменения количества рекламаций до и после внедрения нового профиля кулачков; | | — сравнение профилей кулачков ФИАТ и нового; | | — сравнение внешних скоростных характеристик (ВСХ) двигателей ВАЗ 2105 и 2103 с распредвалом ФИАТ и новым; | | — решение министерства автомобильной промышленности о выплате вознаграждения автору. | |
Особенно следует обратить внимание на сравнение профилей кулачков и ВСХ. Казалось бы – время-сечение у новых кулачков меньше, чем у кулачков ФИАТ, и мощностные показатели двигателя должны ухудшиться. Но они, хотя и немного, возросли! Улучшилась также экономичность. Чем не пример удачного тюнинга! Последующие десятилетия показали эффективность и универсальность изобретения. Была возможность неоднократно сравнить и убедиться, что даже при равных подъемах и фазах идеально гладкие (в математическом смысле) кулачки DynaCAMS, выполненные по данному патенту, превосходят аналоги. |