История создания.
В 2021-м году исполнилось 38 лет изобретению 1237778 «Кулачок привода клапана», положившему начало новой системе проектирования распредвалов. Немного истории. После запуска ВАЗа, по мере увеличения количества бегающей по дорогам «классики», обнаружился стойкий дефект — износ распредвала. Неприятность прогрессировала и в 80-х годах ВАЗ производил в запчасти уже около 1,2 миллиона распредвалов в год (при выпуске автомобилей примерно 0,7 … 0,8 миллиона). Различные предприятия разрабатывали способы восстановления кулачков, на ремзаводах организовывали участки перешлифовки распредвалов, придумывались оригинальные системы смазки… ВАЗ экспериментировал и шел по пути изменения термообработки распредвала. Но причина оказалась в геометрии кулачка. Итальянский конструктор (вспомним, что ВАЗ — детище ФИАТ), которому очевидно надо было увеличить «время-сечение» клапана, вставил на вершине кулачка цилиндрический участок. При работе, в паре «кулачок — рычаг привода клапана» это вызывало примерно такой же эффект, как если на скорости наехать на кирпич. (См. «За рулем», 1997-5. «Кулачки анфас и в профиль«.) Когда причина стала ясна, возник вопрос, а каким вообще должен быть профиль кулачка, чтобы обеспечивать наиболее плавное протекание динамических процессов в механизме привода клапана. Немного теории. Представим кулачок в виде графика подъема толкателя (см. кривую S на рисунке). Ранее общепринятые методы проектирования профиля Принципиально новым в проектировании кулачков по патенту 1237778 является задание профиля кулачка кривой производной 3-го или более высокого порядка, не имеющей «лишних» экстремумов — только необходимое их количество. На примере (см. рисунок) такой исходной кривой является 4-я производная (W), из которой последовательным интегрированием получаем закон подъема кулачка. Такое техническое решение определяет природную гладкость профилей кулачков DynaCAMS. Отметим кстати, что 3-я производная имеет название «пульс» и определяет скорость возрастания нагрузки в механизме.кулачков предполагали его задание кривой 2-й производной — ускорения (U), из которой последовательным интегрированием получали скорость подъема (T), а затем и собственно подъем толкателя. При этом производные высших порядков вообще не рассматривались, а если их все таки графически изобразить, то на них проявятся «лишние» экстремумы или разрывы — математические признаки негладкости профиля кулачка.
Профиль кулачка задает динамические процессы в механизме привода клапана, соответственно математически гладкий кулачок определяет благоприятное их протекание. Даже технологически гладкий кулачок менее трудоемок и более точен в изготовлении. В результате кулачки DynaCAMS как правило менее шумные в работе и более долговечные. На вид все кулачки гладкие и, спроектированные по различным методикам, трудно отличимы один от другого. Но достаточно показать эпюры кривизны профилей (см. рисунок), как характер кулачков со всеми его особенностями наглядно проявляется.
Что это дало. В 1983 году выпуск на ВАЗе распредвалов для «классики» 2101-1006015 во всем объеме был переведен на новый профиль кулачков. Позднее новый вид профиля кулачков был использован также для кулачков распредвалов для «Нивы», «Оки» и «Шеви-Нивы». Всего наверное ВАЗ выпустил за 22 года около 20 миллионов распредвалов, спроектированных по патенту 1237778. И мало кто помнит, что когда то каждый владелец «Жигулей» знал, что у его любимца есть такой распредвал и что он может неожиданно «кончиться». Два десятилетия практического использования новой методики проектирования кулачков распредвалов показали ее универсальность. Она стала отточенным инструментом, позволяющим решать любые поставленные задачи оптимальным образом — вам нужен кулачок с заданным подъемом и фазой, удовлетворяющий заданным критериям, и вы получаете его. Вся доводка при этом состоит в отладке параметров газораспределения с целью достижения мощностных показателей двигателя, а динамически плавная работа привода клапана, как кинематического механизма, обеспечивается автоматически. Кто производит распредвалы DynaCAMS. В 1994 году в Уфе была образована фирма «МастерМотор», которая стала выпускать распредвалы для двигателя автомобиля «Москвич», так как на родном распредвале двигатель «звенел» и автомобиль с трудом трогался с места. Все, кто хотел, путем замены распредвала получали другой двигатель — столь значительны были изменения. Это позднее двигатели УЗАМ стали выпускаться с объемами 1,7 / 1,8 / 2,0 л. А сначала очень популярной была замена коленвала (1,6 л) и распредвала. Постепенно «МастерМотор» освоил выпуск распредвалов для двигателей ВАЗ и ГАЗ. Проектирование распредвалов для их выпуска на «МастерМоторе» продолжалось до 2000 года. В настоящее время лицензионный договор на выпуск распредвалов отозван разработчиком у «МастерМотора». Фирма «ОКБ Двигатель» образована в Уфе в марте 2005 года ведущими специалистами «МастерМотора». На основе многолетнего накопленного опыта в течение 2005 года уже спроектировано и запущено в производство 36 распредвалов DynaCAMS для двигателей ВАЗ, ГАЗ и УЗАМ. Наше переспективное направление — выпуск распредвалов, спроектированных под RS-толкатели. Торговая марка DynaCAMS принадлежит фирме «ОКБ Двигатель».
|